понедельник, 12 марта 2012 г.

О русском свободничестве.

Возникновение.

Славянские племена, разбросанные в вогнутых пространствах Центральной и Восточной Европы. Сдавленные сырым серым небом, впечатанные в плоскость равнин широкими, упорными гиперборейскими ветрами. Раскачиваемые то непогодами, то набегами неприятелей.
Реки, степи, светлые дубравы и леса дремучие.
Болота, топи, гати.
Вода в воздухе, вода в небе, вода в земле. Ветер, ливни, Солнце.
Неопределенность. Колышущаяся пшеница. Неясный шелест.
Жизнь, требующая усердного подчинения...
Но подчинение чему?
Общая текучесть. Неопределенность. Желание застыть, замереть, определиться.
Но определиться в чем?
Беспощадная обширность Неба и Земли. Укрыться в нору. Вцепиться в корни веры.
Расплывчато все: добро и зло. То и другое имеет общие черты. Связано друг с другом, переплетено.
Род. Все смотрят на каждого, каждый смотрит на всех. Не укрыться от участливых стерегущих взглядов. Усердная допытливость вокруг.
Глушь. Скука. Мокнущая рожь.
Вековой круговорот.

По рекам торговлишка мелкая. Приплывают изредка гости, бравые купцы-молодцы из далеких земель. Находники зоркие: смотрят внимательно, где купить товар, а где отнять силой меча. Богатые, властные, уверенные... Свободные.
Местные юноши взирают завистливо. Им тоже хочется быть гордыми, важными, независимыми от старших, от рода-племени. Оторваться от удела вековечного, от пашни, от скаредной обыденности. Плыть на ладье навстречу солнцу.

Самые дерзкие, самые решительные, самые свободолюбивые уходят.
Вырываются из родовой общины. Год за годом, десятилетие за десятилетия, век за веком...

Уходят на чужбину. Торгуют, воюют, строят остроги и города. Создают семьи, роднятся с соседями.

Одно из главнейших свойств славян уподобление чуждому; постоянные, дерзкие и упорные попытки заимствования нового образа силы. В войне и мире хищное взимание силы. Взимание силы как взимание дани. Дотошная и жадная переимчивость.

Походы по рекам и морям. Схватки и осады. Воинственная торговля. От Балтики до Каспия, от Белого до Черного и Средиземного моря.

Появляется новая общность свободных людей, выходцев из славянских, балтийских,  финно-угорских, германских, кельтских, иранских и тюркских кочевых племен. Греки, хазары, булгары... Но, в основном, да - славяне.
Самое большое средоточие свободолюбивых людей на евразийском пространстве.
Язык: среднее из славянских говоров.
Эта общность чувствует свою родственную близость одновременно к самым разным культурам, языкам, народам. Объединяет ее образ действия: война, грабеж, торговля и взимание дани.
Сбор-поход вольной удали. Ярое молодечество.
Ощущают себя вышедшими на свет из тьмы, осветлившимися. Светлое - русое. Порусевшими.
Русь.


Дружественные союзы возникают и распадаются. Рознь и междоусобица. Кровавое соревнование за добычу и территории.
Настолько независимые, что не могут признать над собой единую власть. Вече - бурлящее море. Князь - военный предводитель во время Большой Добычи.
Веры разные. Кто язычник, а кто следует греческому или католическому обряду христианства,
есть и такие, кто придерживается ислама или даже иудейства.
Русское полотно раскинулось настолько широко, что углы его пропитали постепенно различные религии, традиции и обычаи.
Русская сила увеличивается притоком самых деятельных и предприимчивых людей из окружающих народов.
Вольная знать: разбойники, купцы и воины.
Общность хищности.

Становление.

Различие между славянством и русами такое же, как между углем и пламенем: в мощном выбросе энергии, началом которого послужил удар - столкновение с неприятелем - искра и разгоревшийся огонь. Взять чужое, часто насильственно, творчески переосмыслить для собственного успеха - исконно славянский, а затем и русский способ сохранения и приумножения исторической актуальности.  (О, эта глиняная пластичность славянского духа и тела!) Принять чужую силу и слиться с ней в одно целое, а затем опять стать самим собой, но уже обогащенным новым жизненным опытом.
Захват вражеского ноу-хау.
(В этом онтологическая связь Руси и ГРУ: не случайно эта почтенная организация самое качественное из всего, что есть в современной российской государственности).

Судя по многочисленным и разнообразным источникам, русь как таковая существовала задолго до того, как некая ее часть стала именоваться варягами. Еще задолго до эпохи морских набегов на Западную Европу существовала разрозненная над-межплеменная общность людей, занимавшихся речной и морской торговлей, разбоем и взиманием дани. Можно выразиться еще и так: древние русы управляли всей внешней торговлей славянских племен по всему периметру их расселения, а также осуществляли военные операции вовне для защиты торговых путей, борьбы с внешними конкурентами и расширения рынков сбыта.
"Варяг" - имя вольного искателя удачи, морского кочевника. Те народы, чьим главным промыслом был грабеж и торговля на Балтийском море, были названы обобщенно варяжскими народами. К их числу относилась и балтийская Русь, "роду варязька". Есть все основания полагать, что термин "варяг" происходит от общего индоевропейского корня, обозначающего явление водной стихии, но и не только: вар так же имел отношение к понятию защита, преграда, что оставило многочисленные свидетельства в славянских языках. Вар - защита, защитник - варяг. Варья - обобщенно - морская гладь, находящаяся между островом (островами или архипелагом) и материком. В южной части Балтики достаточно географических объектов, подходящих под это определение. Достаточно назвать остров Руян.
Варяги, по сути, - морская пограничная стража, ВМС, морская пехота славянской древности, перешедшая от надзора и защиты к нападению, к масштабной экспансии. Подобные славянские феномены существовали не только на Балтийском, но и на Адриатическом, Черном, Азовском и Каспийском морях.

Да, славяне с самого своего возникновения не были моряками. Море не было им родной стихией. Кто-то их научил, кто-то их вдохновил. Венеты, венеды... Вандалы. Таинственный народ, слившийся с славянством. Вандалы не могли погибнуть полностью в битвах и войнах: кроме воинов были жрецы, купцы, ремесленники. Кроме мужчин были женщины, старики, дети...

Русы упоминаются в письменных источниках только в ассоциативной связи с купечеством и военным делом, исключительно как господское сословие, в отличие, например, от франков, свеев или англов, часть которых занималась вполне мирными делами: ремеслами и землепашеством.

Лингвистический анализ русского языка показывает, что на зарождение этого вольного союза оказали сильное влияние выходцы из кельтских и ираноязычных племен. Вполне возможно, что происхождение самого этнонима "русь" связана с этими языками. Не только в славянских, но вообще во всех индоевропейских языках корень ru/- ro/- ra и его варианты обозначают диапазон цветов от белого, светло розового и светло пшеничного до рыжего, красного. Обозначал, точнее, не сам определенный цвет, а динамику и результат перехода от темного оттенка к более светлому и яркому.
Соответственно, русский - это тот, кто преодолел границу, разделяющею мрак и свет.

Славянское язычество имело характер затворнический, ограничительный по отношению к людям инициативным, жаждущих самостоятельности.
Теократический патернализм. Директивное миролюбие. Заботливый запрет на опасную и непредсказуемую для родовой общины частную предприимчивость. Древний порядок препятствовал любой возможности имущественного и социального расслоения и, стало быть, лишал свободы действия всех тех, кто стремился к  расширению своей силы (и так же, косвенно, не давал зародиться государственности, чьей заботой как раз и является регламентация социальной и экономической деятельности классов и сословий). Работай, живи и будь как все. Сиди на общих палатях и хлебай шти вместе со всеми. Все существование индивидуума жестко определено внутри рамок общей пользы. Понучи и мягкие путы. Соборное ярмо. Постоянная стреноженность. Сжатая пружина, ищущая возможность для выхода своей силы.

Русь - это ударная сила, порожденная, генерируемая вовне славянством. Выделенная, отборная сила. Спецназ Панславянства. Сила, впитавшая и воспроизведшая в себе все самое значимое из окружающих народов: людей, знания и навыки.
Всех видели - со всеми воевали - всех победили.
Экспорт застоявшейся удали в сопредельные пространства, туда, где обнаруживается дефицит доблести и отваги, но наличествует наглядный переизбыток материальных ценностей. Урегулирование силового и имущественного дисбаланса Евразии.
Как движение ледника оставляет после себя следы в виде специфического нагромождения скальных пород, так и перемещение славянских племен по просторам Европы и Азии оставило множество "русских" имен природных объектов. В первую очередь - названия рек.
И это естественно, реки были путями свободы. Где река - там дело. По рекам сплавляются боевые дружины, по рекам идет торговля, на реках стоят крепости и богатые города. Выход по разветвленным водным артериям к Восточной и Западной Римской Империи, к зажиточным греческим полисам Причерноморья.
Русь возникла практически одновременно в Подунавье, Северном Причерноморье, Приазовье и на Южном берегу Балтики - как сила управления хозяйственными связями, существовавшими между славянскими племенами и центрами старой античной Европы.
Дозор буферной зоны.

Иногда на подконтрольную территорию вклиниваются кочевники.
Русские военные объединения высокопрофессиональны, но относительно малочисленные, и поэтому не могут справиться с количественно превосходящим  противником. Особенно с номадами. Единственно правильное решение в том, чтобы стать соучастниками этих великих грабительских и захватнических походов. Не стоять поперек движения мощной волны, а присоединиться, и в конце-концов оседлать ее.
Русские дружины участвовали во всех военных действиях, сопровождавших Великое Переселение Народов. От Балтики до Средиземного и Адриатического моря, от Причерноморья до Испании и Африки. Союзники готов, герулов, вандалов, гуннов, аланов, аваров. Поскольку захватчики, направляясь к богатым оазисам пост-античной цивилизации, приходили с тылу, сзади славянских племен, через области их расселения, то они, естественно, меньше ведали о своей вожделенной цели, чем те, кто издавна с ней граничил.
Русы служили  как с той, так и с другой стороны - там, где выгодней. Становились постепенно не только ударной силой, но и интеллектуальным управляющим звеном всех масштабных военных компаний раннего средневековья.
Этому явлению есть приблизительные исторические аналогии как за границей, так и у нас в стране.
Европейское рыцарское сословие,  космополитичное на ранних этапах своего возникновения, норманны, военно-религиозные ордена крестоносцев.
На Святой Руси - новгородские и псковские ушкуйники, завоевавшие и освоившие обширные территории вплоть до Сибири, и их наследники - вольное казачество. В новейшее время - братва в красно-малиновых пиджаках. (Вполне же ведь вероятно, что наши бравые братки захватили бы власть в стране при отсутствия традиционных институтов государственности).

Археологические находки на славянских землях, принадлежащие к скандинавской культуре, объясняются обычным культурным и хозяйственным обменом, или присутствием наемников и союзников с Севера.

Где договором, а где захватом русские дружины протянули свои укрепления от Дании до Черноморского побережья. Периодические морские походы на богатые города каспийского и средиземноморского побережья привели к возникновению форпостов на близлежащих торговых путях. Торговля или наемничество там, где не было возможности самостоятельных действий вследствие удаленности, наличия сильной центральной местной власти и регулярного войска.
Но постепенно все сильнее и сильнее проявляется основная слабость русского мира - неспособность к единству. Разрозненность и соперничество. Неспособность бороться с сильной централизованной государственной властью. Эти две силы по определению враждебны друг другу. Всегда непримиримы две стихии: частное свободолюбие и машина подчинения. Сначала русы нападали на слабеющую античную цивилизацию. Затем ее наследники: Западная и Восточная Римская Империя стали теснить  вольных и воинственных русов. Далее Франкское Королевство Карла Великого начало претендовать на русские земли в Центральной Европе, Подунавье и на южном побережье Балтики. Христианская машина, медленно и неукротимо идущая против языческих островков свободы, возникших в эпоху между закатом старой и возникновением новой европейской цивилизацией. Стадо быков идущее против стаи волков. Монолитный массив посредственности против геройского произвола. Раз за разом выигрывая одиночные битвы и войны, западные русы, тем не менее, из-за неспособности контролировать обширные территории, откатываются все дальше и дальше на восток, к своим давно обосновавшимся там собратьям. Южную их часть непрерывно беспокоят набеги новых кочевых народов. Все более острой становится необходимость создания единого и мощного государства, управляемого централизованной властью по образу и подобию врагов.
Опять взимание инаковости, опять новый опыт силы. Новое государство Русь возникло одновременно из четырех потоков, пришедших практически одновременно из Подунавья и Прикарпатья, от Северного Причерноморья и Приазовья, от Волги, Каспия и Северного Кавказа. Самый могучий поток шел от южных и восточных берегов Балтики - Варяжского Поморья. Старинный и разветвленный путь из Варяг в Греки стал осью возникшего государства.










Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.